Г Л О С С А Р И Й
Агада' - часть Устной Торы, не
относящаяся к практическому закону (Галахе).Включает
в себя различные истории, поучения,
толкования и т.д.: допускает аллегорическую
интерпретацию. Содержится в Талмуде и
Мидраше.
Агада' Пасхальная- "Сказание об
Исходе из Египта", читаемое в ночь
Пасхального Седера.
Аме'н ("верно") - выражение
присоединения к услышанному благословению.
Амида' ("стояние"), она же "Шмоне'
Эсре'" - основная общественная и личная
еврейская молитва. Читается три раза в день.
Состоит из 19-ти благословений в будни, семи -
в Субботу и Праздники.
Арви'т - вечерняя молитва, то же, что и
"Маари'в".
Ариза'ль , он же "Ари"' -
Сокращение имени р.Ицхака Лурия (Цфат, 17 в.),
одного из величайших каббалистов. Многие из
введенных им обычаев и правил молитвы были
приняты всеми еврейскими общинами.
Ашкенази' - еврей, принадлежащий к
социально-культурной общности, сложившейся
в Северной Франции, Германии и славянских
странах, с разговорным языком идиш (географически
понятием "Ашкена'з" евреи средних
веков обозначали Германию и Северную
Францию). К ашкенази принадлежат сегодня
большинство евреев Западной и Восточной
Европы, США и выходцы из этих стран в
Израиле.
Ашре'й - Компиляция из двух стихов Книги
Псалмов (84:5 и 144:15) и Псалма 145. Играет
заметную роль в личургии, читается трижды в
день, согласно правилу, установленному
Талмудом.
Ба'аль Коре'- чтец Торы по Свитку в
синагоге. Читает за вызванного к чтению
Торы, который тихо повторяет за ним.
Бара'йта ("внешнее") - часть учения
Мудрецов Мишны (1-2 вв н.э.), не вошедшая в
окончательную редакцию кодекса Мишны.
Содержится в Талмуде и Мидраше.
Бейт Дин - еврейский религиозный суд.
Бирка'т hа-Мазо'н - "Благословение
после трапезы".
Великое Собрание - Санhедрин эпохи
возвращения из Вавилонского изгнания и
построения Второго Храма, действовавший
под руководством Законоучителя Эзры, 4 в. до
н.э. Сыграл важнейшую роль в еврейской
истории, в частности, установил принципы и
содержание основных молитв.
Виду'й' ("исповедание") - молитва о
признании грехов.
Габа'й'- староста в синагоге (обычно
выборная должность). Руководит порядком
служб в синагоге.
hавдала' ("разделение") - проводы
Субботы или Праздника. Молитва, добавляемая
к "Амиде" на исходе Субботы и Йом Това,
а также особый обряд, совершаемый в эти дни
после вечерней молитвы в знак отделения
святого от будничного.
Галаха' ("предписание") - одна из
важнейших частей Устной Торы: свод
предписаний, разъясняющих, как правильно
исполнять заповеди: этим словом называется
и каждое такое предписание в отдельности.
hале'ль - Хвалебные Псалмы.
Ган Э'ден - "Сад Эденский “, в
котором первоначально находились Адам и
Хава. Этим термином обозначается также
место пребывания душ в высших мирах, где они
наслаждаются Божественным светом.
Гао'н - титул еврейских мудрецов
Вавилонии (7-10 вв.), стоявших во главе
крупнейших талмудических школ. Гаоны были
духовными руководителями всего еврейского
народа, непосредственными продолжателями
традиции составителей Вавилонского
Талмуда.
Гейhино'м ("долина hинома") - место в
высших мирах, в котором души умерших
очищаются для того, чтобы они могли войти в
Ган Эден. Процесс этого очищения ("муки
Гейhинома") очень болезненный.
hафтара' - отрывок из Пророков,
который читают в синагоге по Субботам и
Праздникам после окончания чтения Свитка
Торы.
Гемара' - основная часть Талмуда,
представляющая собой обсуждение текстов
Мишны. Составлена в 3-5 вв н.э
Гер - "пришелец", нееврей,
перешедший в иудаизм (гер цедек). Гер тошав-нееврей,
выполняющий 7 законов Торы для потомков
Ноаха и живущий в Земле Израиля.
Девятое Ава - траурный день, посвященный
разрушению Храма.
Зо'hар ("сияние") - одна из основных
книг Каббалы. Традиция считает ее автором
раби Шимона бар Йохая (2в. н. э.).
Исраэли' (ж.р. "исреэлит") - еврей, не
принадлежащий к колену Леви.
Исру Хаг - день после окончания
праздников Песах, Шавуот и Суккот / Шмини
Ацерет. Поскольку в праздники не было
индивидуальных жертвоприношений, а только
общественные, в Исру Хаг приносилось много
индивидуальных жертв, поэтому этот день
имеет "праздничный оттенок".
Йом Кипу'р - День Искупления, когда
скрепляются печатью решения Небесного Суда.
Йом То'в - Праздник из Торы, т.е. первый и
последний дни Песаха (в диаспоре первый,
второй, седьмой и восьмой дни), Шавуот (в
диаспоре два дня), первый день Суккота (в
диаспоре первый и второй день), Шмини Ацерет
/ Симхат Тора (в Израиле это один день, а в
диаспоре - два дня), Рош hа-Шана (два дня).
Кавана' ("направленность [мыслей]") -
психологическое наполнение поступка или
слова.
Кади'ш ("святость") - древняя
молитва на арамейском языке, составляющая
важную часть общественного богослужения.
Кади'ш Ято'м ("Кадиш сироты") - "Кади'ш",
произносимый сыном в память о покойном отце
или матери.
Кедуша' ("освящение") - молитва,
прославляющая святость Всевышнего;
произносят ее во время повторения кантором
"Амиды".
Коhе'н - священник. Это звание переходит
от отца к сыну и передается от Аарона, брата
Моисея. Копен имеет особые заповеди,
обязанности, права и т.п.
Каббала' - мистическое еврейское учение.
Кантор, он же "хаза'н", "шац",
("шали'ах цибу'р") - "посланник общины",
тот, кто ведет общественную литургию.
Киду'ш ("освящение") - молитва, в
которой говорится о святости Субботы или
Праздника. Произносят ее в Субботу и в
Праздники над бокалом вина.
Кетуба' ("запись") - брачный
контракт, в котором зафиксированы
обязательства мужа по отношению к жене.
Лаг ба-О'мер - 18-е Ияра; 33-й день в "Счете
Омера". Отмечается как праздник по двум
причинам: в этот день прекратилась эпидемия,
унесшая жизни десятков тысяч учеников
рабби Акивы: это также годовщина со дня
смерти рабби Шимона бар Йохая, повелевшего
отмечать эту дату как великое торжество,
ибо в этот день его душа достигла наивысшей
ступени святости и единения со Всевышним.
Леви'т - еврей из колена Леви', не
являющийся коhеном. Левиты играли особую
роль в Храме и не имели родового удела в
Земле Израиля.
Маари'в , она же "Арвн'т" - Вечерняя
молитва.
Маймони'д - р. Моше бен Маймон. РаМБаМ (12 в.,
Испания - Сев. Африка). Один из крупнейших
еврейских мыслителей и законоучителей.
Маца' - "опресноки", лепешки из
незаквашенного теста. Тора повелевает есть
мацу в первую ночь праздника Песах.
Маши'ах (Мессия) - Само слово означает
"помазанник" и обозначает царя или
первосвященника. Обычно в еврейской
литературе относится к будущему царю,
который вернет в мир справедливость и
реализует все законы Торы.
Мегила' ("свиток") - Книга Эстер,
читаемая в Пурим.
Мезуза' ("косяк") - пергамент с
тексгами из Торы: "Слушай, Израиль..." (Второзаконие
6:4-9) и "И будет так..." (Вюрозаконис 1
1:13-22). Тора предписывает прикреплять такой
пергамент к косяку дверей дома, где живут
евреи.
Меры веса:
"эуз" = 3.6 г
"сэ'ла" = 4 "зуз" = 14.4 г (для
совершения обряда "Выкупа первенца"
обычно считают "сэ'ла" - не менее 19.2 г)
"манэ"' = 573 г
Меры объема:
"ке-за'ит" ["размером с маслину") -27
см'
"ке-бейца"' ["размером с яйцо"] -
90 см'
"кав" - 24 "бейца" =2.16 л
"о'мер" = "исаро'н" = 3.87 л
"hин" =3 "кав" =6.48 л
"сеа"'= 2"hин" - 12.9л
"зйфа"'- 10 ''o'мер"-38.7 л
Мидра'ш - обсуждение Мудрецами эпохи
Талмуда текста Торы для вывода закона (Мидраш
Гапаха) или исторического либо
нравоучительного вывода (Мидраш Агада).
Этим термином обозначают также некоторые
книги (эпохи 1-9 вв. н.э.), в которых собраны
такие толкования.
Миква (точнее, миквэ') - водоем,
погружение в который очищает от ритуальной
нечистоты. Существуют специально
построенные для этой цели бассейны. В
случае, когда невозможно совершить
омовение в "микве". можно совершить
очищающее омовение и в естественных
водоемах: в роднике, в реке, в озере, в море.
Минха' ("приношение") -
Послеполуденная молитва.
Минья'н ("подсчет') - кворум из десяти
совершеннолетних (т.е. старше 13 лет) евреев -
мужчин для общест- венной молнтвы.
Мишна' - исходная часть Талмуда,
состоящая из высказывании Мудрецов 2 в. до н.э.-2
в. н.э. Делится на 63 трактата и
систематически излагает основные
положения еврейского Закона.
Моhе'ль - человек, совершающий обрезание.
Муса'ф - "дополнительное
жертвоприношение" в Храме, а также
дополнительная молитва "Aмида".
Читается в те дни, когда в Храме приносилось
"дополнительное жертвоприношение", а
именно и Рош Ходеш, Субботы, Праздники и
состоит из семи благословений.
Нахмани'д - р. Моше бeн Нахман, РаМБаН (13 в.,
Испания-Эрец Исраэль). Один из крупнейших
еврейских коммеитаторов и философов.
Нусах - определенный вариант
молитвенника, например. "ашкена'з", "сфара'д"
и т.п.
О'мер ("сноп") - мера сыпучих тел,
десятая часть эйфы. Во времена Храма на
второй день праздника Песах сжинали омер
ячменя и приносили его в Храм в качестве
хлебной жертвы. Существует заповедь
отсчитывать 49 дней (7 недель), начиная со
второго дня Песаха и до праздника Шавуот,
этот подсчет называется "счет Омера".
Офани'м - категория ангелов.
Пе'сах - семидневный праздник (15-21 Писана)
в честь выхода евреев из Египта. Вне Страны
Израиля отмечается восемь дней - до 22 Нисана.
Пе'сах шени' - 14-го Ияра, через месяц
после Песаха. Это день, когда во времена
Храма приносили Пасхальную жертву те, кто
по каким-то причинам не смог сделать это
вовремя.
Пиют - поэтический текст в еврейской
литургии, религиозный гимн.
Праздники и будни - на иврите есть
разные обозначения для праздников
различного уровня. Понятие "Йом Тов",
означает установленный Торой день, когда
запрещена работа (см. "Йом Тов"). В
отличие от этого, понятие "Моэ'д"
означает "выделенное время", которое
может включать в себя и "Йом Тов", и "Холь
hа-Моэ'д" - буквально "будни праздника",
понятие в русском языке противоречивое, а в
иврите нормальное, означающее "промежуточные
дни" праздников Песах и Суккот, когда
работа не запрещена. Словом "Хаг" ("Праздник")
иногда обозначают Йом Тов, а иногда - все
праздничные дни, в том числе Хануку, Пурим и
День Независимости. С другой стороны, слово
"Холь" - "будни" -может означать
"не-Йом Тов", а может и "не-Суббота",
ввиду чего словосочетание, например: "Если
Первый день Праздника Песах пришелся на
будни" - вполне нормально. Ясно, что по-русски
нет эквивалентной системы обозначений. Мы
обычно используем слово "Праздник" (с
большой буквы) для обозначения понятия "Йом
Тов", а "праздничный день" (с
маленькой буквы) для обозначения всех
праздников, как данных в Торе, так и
установленных Мудрецами.
Пури'м ("жребии") - праздник,
отмечаемый 14-го Адара (а в Иерусалиме и
некоторых других городах - 15-го Адара, см.
"Шушан Пурим") в честь избавления
евреев от угрозы уничтожения в 4 в. до н.э. В
високосный год, содержащий два месяца Адар,
Пурим празднуется 14-го числа Второго Адара
и называется в этом случае "Пури'м гадо'ль"
, в отличие от 14-го числа Первого Адара,
который называется "Пури'м ката'н" . В
"Пурим катан" не празднуют Пурим,
однако этот день имеет оттенок
праздничности, поэтому не произносят
молитву "Таханун".
Рош hа-Шана' - Новолетие, еврейский Новый
год, приходится на 1-е и 2-е число месяца
Тишри.
Рош Хо'деш - Новомесячье по еврейскому
календарю. В наше время в некоторые месяцы
отмечается один день, а в некоторые - два дня
(30-го числа предыдущего месяца и 1-го числа
наступающего). В Рош hа-Шана, хотя это начало
месяца Тишри, Рош Ходеш не отмечают.
Санhедри'н - высший суд, состоявший из 71
Мудреца. Был высшим авторитетом в вопросах
еврейской традиции. Существовал с 13 в. до н.э.
(со времен Моисея) и до середины 4 в. н.э.
Санда'к - тот, кто во время обрезания
держит ребенка на коленях.
Сата'н - буквально "ставящий
препятствие, обвиняющий".
Симха'т Тора' ("Радость Торы") -
праздник, отмечаемый в Земле Израиля 22-го
Тишри, т.е. в день Шмини Ацере'т, а за
пределами Земли Израиля - на следующий день,
23-го Тишри. В этот день празднуют завершение
годичного цикла чтения Торы и начало
следующего.
Се'дер ("порядок") - торжественная
трапеза в первую ночь (вне Земли Израиля - в
первые две ночи) праздника Песах.
Серафи'м - категория ангелов.
Сукка' - специальным образом
построенный шалаш, в котором Тора
предписывает евреям жить во время
праздника Суккот.
Сукко'т ("шалаши") - праздник,
отмечаемый 15-21 Тишри в память о
Божественном покровительстве, подобно
шалашу осенявшему евреев во время их
странствий по пустыне. За пределами Земли
Израиля празднуется до 22 Тишри.
Сфаради' - это понятие исходно означало
еврея, принадлежащего к социально-культурной
общности, сложившейся н средние века в
Испании и Португалии, и в быту говорившего
на арабском языке или на ладино (еврейский
диалект на основе испанского). После
изгнания из Испании в 1492 г. сефардские евреи
расселились в еврейских общинах различных
стран Средиземноморья и Ближнего Востока, в
особенности в Турции и на Балканах. Ввиду
высокого уровня своей культуры они быстро
заняли ведущие места в этих общинах и
привнесли в них свои обычаи. В связи с этим
термин "сефардское еврейство"
включает в себя все еврейские общины
мусульманских стран, в том числе и те,
которые не имеют прямого отношения к
евреям Испании.
Талму'д - изложение основ Устной Торы.
состоит из ранней части - Мишны и более
поздней - Гемары. Содержит как обсуждения
еврейского Закона (Галаху), так и предания,
нравоучения, биографические сведения о
Мудрецах и т.д. (Агаду).
Тали'т - четырехугольная накидка с
кистями-цицит по углам. "Тали'т ката'н"
("малый талит") надевают на плечи и
носят как рубашку или под рубашкой, а в "тали'т
гадо'ль" ("большой талит")
закутываются на время утренней молитвы.
Тахану'н ("жалоба", ''мольба") -
молитва о Божественном милосердии.
Тефили'н - два черных кубических кожаных
футляра с ремнями, внутри которых помещены
четыре отрывка из Торы, написанные на
пергаменте. Тефилин надевают на голову и
руку во время утренней молитвы во все дни,
кроме Суббот и Праздников.
ТаНаХ - аббревиатура слов "Тора,
Невиим, Кетувим", т.е. "Пятикнижие,
Пророки, Писания", составляющие
еврейскую Библию.
Тора' ("Учение") - пять книг Моисея, в
более широком смысле - все еврейское Учение.
Тфила' - молитва. Часто этим термином
означают молитву "Амида".
Тшува' ("возвращение") - раскаяние,
возвращение грешника ко Всевышнему.
Главное в тшуве - твердое решение не
повторять совершенного греха и исправление,
если это возможно, его последствий. Тшува
включает в себя также сожаление о прошедшем
и молитву перед Всевышним, в которой
человек исповедуется в грехе и просит
прощения за него.
Хайо'т - категория ангелов; в видении
пророка Иехезкиэля описаны как существа с
лицами льва, орла, быка и человека.
Ханука' - восьмидневный праздник,
отмечаемый с 25-го Кислева, в честь победы
Маккавеев и в память о чуде, которое
произошло при этом со Светильником в Храме.
Холь hа-Моэ'д - "промежуточные дни"
праздников Суккот и Песах.
Хупа' - свадебный балдахин, под которым
жених и невеста стоят во время
бракосочетания; также - называние второй
части обряда бракосочетания, когда жених
символически вводит невесту в свой дом.
Цици'т - кисти, которые Тора обязывает
сделать на концах четырехугольной
одежды.
Шахари'т - утренняя молитва.
Шали'ах цибу'р - посланец общины (для
общественной молитвы), то же, что и кантор.
Шавуо'т ("недели") - праздник,
отмечаемый 6-го (вне Страны Израиля - 6-го и 7-го)
Сивана в честь Дарования Торы на горе Синай.
Название праздника связано с тем, что он
наступает после того, как отсчитано семь
недель после праздника Песах (см.
Второзаконие 16:9,10).
Шма' - Три отрывка из Торы, чтение
которых ежедневно утром и вечером является
заповедью Торы.
Шмини' Аце'рет ("заключающий восьмой
день") - восьмой день от начала праздника
Суккот. В Стране Израиля отмечается 22-го
Тишри, а за пределами Страны Израиля - 22-го и
23-го Тишри, причем 23-е Тншри носит особое
название - Симха'т Тора. Шмини Ацерет не
является частью праздника Суккот, а
представляет собой самостоятельный
праздник, примыкающий к нему.
Шмоне' Эсре' - буквально "восемнадцать".
Имеется в виду молитва "Амида",
состоявшая первоначально из
18-ти благословений.
Шуша'н Пури'м - 15-е Адара. В городах,
которые были окружены крепостной стеной во
временя Иеhошуа бин Нуна, Пурим празднуется
не 14-го, а 15-го Адара. В наше время Шушан
Пурим празднуется только в Иерусалиме, а в
Хевроне (ввиду сомнения) -Пурим празднуется
как 14-го, так и 15-го Адара.
Эру'в Тавшили'н ("смешение пищи") -
обряд, который совершают в тех случаях,
когда необходимо готовить пищу на Субботу в
Йом Тов, пришедшийся на канун Субботы.
Эру'в Тхуми'н ("смешение границ") -
обряд, который совершают, чтобы получить
возможность выходить в Субботу или Йом Тов
более, чем за 2000 локтей от границ
населенного пункта, в котором проводят
Субботу.
Эру’в Хацеро'т ("смешение дворов") -
обряд, который совершают, чтобы получить
возможность переносить вещи в Субботу в
пределах одного двора, если в нем есть
владения нескольких семей.